Делюсь опытом Гравировка рельефного герба на halk4060table

MSIsaevs

Активный участник
Доброго времени суток! Гравировка рельефного герба размером 181*145мм глубина рельефа 9мм.
герб.JPG
Используемая заготовка: ель, влажность 6%, размером 250*150*15мм. Закрепил заготовку на станке Halk4060Table таким образом что волокна дерева идут параллельно координатной оси OX.
DSCN1375.JPG
Черновая обработка выполнялась концевой фрезой. В три прохода, по 3мм каждый. 45мин время выполнения.
черн.JPG
После выполнения черновой обработки заготовка мало чем радовала. Все края очень сильно бахрамили. Я не придал этому большого значения, а зря.
DSCN1385.JPG
Чистовая обработка выполнялась конической плоской фрезой с пяткой 0.1мм. В один проход.
чист.JPG
Когда было выполнено 50 мм чистовой обработки, было видно что половина рельефа выглядела нормально а вторая половина очень сильно бахрамила. Тогда стало понятно что что то идет не так. Я остановил работу, почистил заготовку и попробовал счистить бахраму с помощь резцов по дереву. Результат не впечатлил. И стало понятно, заготовка испорчена.
DSCN1397.JPG DSCN1398.JPG DSCN1399.JPG DSCN1401.JPG
И видео работы станка.
 

Nikolaevsk

Активный участник
Неудивительно... Ель очень сильно ворсит, одна из самых сложных для обработки на ЧПУ древесин.
Получить меньше ворса (полностью избавится невозможно) можно если резать поперек волокон, а чистовую обработку проводить фрезой со сферическим кончиком, диаметром этого кончика не более 1 мм. Тонкие фрезы, фрезы с плоской пяткой, тупые фрезы - всё это резко увеличивает количество ворса.
А вообще, ель фрезеровать можно только в случае крайней необходимости, либо из любви к экспериментам :)
 

farit

Участник
Резать только поперек волокон. Чистовую плоской, даже конической, наверное неправильно, только сферой с маленьким шагом. Пробовал сосну (почти ель) - проклял все на свете. Сосна даже не ворсит - они щепой "ощеривается" :). Описанный опыт очень полезен для начинающих, хотя каждый все равно опробует "грабельки" (по личному опыту :))
 

MSIsaevs

Активный участник
Поспрашивал людей занимающихся ручной резьбой по дереву. Они сказали что ель совсем не подходит для работ такого характера. Ель очень мягкая порода. Нужно брать твёрдые породы такие как: дуб, ясень, кедр, берёза, груша, акация, бук, палиссандр и гивея. Я нашёл заготовку из берёзы, размером 220*150*10 мм. Закрепил заготовку на фрезере опять волокнами вдоль оси ОХ.
DSCN1391.JPG
Фрезы использовал те же, настройки в ArtCam такие же. Черновой вариант получился намного лучше, но все равно ворс был.
DSCN1402.JPG
Затем поставил чистовую обработку. От гравировал 10 мм. Увидел что история повторяется. Половина нормально, а вторая половина ворсит очень сильно.
DSCN1403.JPG
Видео работы станка:
В понедельник попробую на берёзе поперек волокон гравировать.
 
Последнее редактирование модератором:

Nikolaevsk

Активный участник
На березе очень хорошо получается на торцевом срезе, когда волокна идут перпендикулярно плоскости стола. Не вдоль или поперек а торчком. Детализация обалденная.
И не нужно гравер с плоской пяткой 0,1 использовать по дереву, такие граверы по дереву можно использовать только в случае окаменелой древесины либо заранее подготовленной, например пропитанной полимером либо лаком. Большинство древесин не воспринимает такие тонкие граверы по причине достаточно крупных волокон, отсюда резкая потеря качества поверхности. Берёза на чистовую с шариком на конце 0,5 мм диаметром оптимально, если очень качественная береза шарик диаметром 0,2 на конце.
 

Nikolaevsk

Активный участник
фреза с шариком 0,5 мм на конце. За один проход без всяких черновых обработок, без наждачки и щетки прямо как есть - даже стружку не смахивал а просто стряхнул перевернув изделие.
Не понимаю зачем полка 0,1?
IMG_20131022_151247.jpg IMG_20131022_162035.jpg
 

farit

Участник
фреза с шариком 0,5 мм на конце. За один проход без всяких черновых обработок, без наждачки и щетки прямо как есть - даже стружку не смахивал а просто стряхнул перевернув изделие.
Не понимаю зачем полка 0,1?
Посмотреть вложение 4518 Посмотреть вложение 4519
0,5 - диаметр? а глубина рельефа на приведенном гербе какая? я как то бздю радиус меньше 0,5 (т.е. диаемтр 1мм) пускать без черновой радиусом 2мм. хотя если глубина не более 5-7мм - может и ничего, еще и с врезанием наклонным
 

Nikolaevsk

Активный участник
0,5 - диаметр? а глубина рельефа на приведенном гербе какая? я как то бздю радиус меньше 0,5 (т.е. диаемтр 1мм) пускать без черновой радиусом 2мм. хотя если глубина не более 5-7мм - может и ничего, еще и с врезанием наклонным
фреза коническая сферическая, 6R0.25 естественно с наклонным врезанием и стратегия только растр. При шаге смещения 10% (что необходимо для чистовой) ей можно на всю глубину в 30 мм за один проход резать. Правда, шумно это, поэтому обычно сперва черновую "вжик" а потом уже тоненькой дорабатываю. Но такие малые площади можно и потерпеть повизгивание фрезы.
 

MSIsaevs

Активный участник
Заготовка берёза, как в предыдущем опыте. заготовку разместил перпендикулярно оси ОХ. Фрезу использовал коническую сферическую 6R0.25. метод обработки по прежнему растр. шаг 10%
коническая сферическая фреза.JPG
Гравировал в один проход. Время гравировки составило почти 7 часов. Но качество всё равно не впечатлило. В некоторых местах, а именно на левой части герба и на листьях в венке и на буквах есть ворс. И его достаточно много.
DSCN1444.JPG DSCN1445.JPG DSCN1446.JPG DSCN1447.JPG DSCN1448.JPG DSCN1449.JPG DSCN1450.JPG
Сейчас думаю как дальше быть?! либо углубляться по OZ на 0.05 мм и проходить конической фрезой с плоской пяткой 0.1 или в ручную дорабатывать. Да вот ещё попробовал на испорченной заготовке, берёзе, поперек волокон, конической фрезой с плоской пяткой 0.1 сразу чистовую обработку. Качество получилось на много лучше, чем сферической фрезой. и доска как полированная и вообще никакого ворса.
DSCN1451.JPG DSCN1453.JPG
Может я что то не так делаю?
И видео работы станка.
 

Nikolaevsk

Активный участник
Чтото мне подсказывает, что у Вас не правильно параметры фрезы прописаны. Можно ли увидеть фото маркировки Вашей фрезы? Оно на хвостовике обычно наносится лазером...
 

farit

Участник
Да, 15 градусов это круто, как на гравере, судя по видео, угол при вершине может быть 15 градусов (не более), но в описании указывается половина угла при вершине. Опять же автор пишет про 0,25мм, а в описании фрезы стоит радиус 0,5мм, неувязочка. Из-за этих двух неточностей изделие местами выглядит как после чернового прохода, с припуском.
Насчет ворса - на мой взгляд, не особо много его, вполне поддается удалению и шлифовке. По мне так хуже то, что над надписью на наклонной поверхности уступы, да и в других местах тоже замечены были. Может, разрешение недостаточное?
 

MSIsaevs

Активный участник
Посмотрел, фрезу. К сожалению ни какой маркировки там нет. Вот фото фрезы.
DSCN1454.JPG
Вроде это коническая сферическая однопроходная. А я гравировал рельеф целиком, стратегия обработки растр, угол 0, точность 0.025, припуск 0.без наклонного врезания. фреза скорее 6R0.5. вот угол не знаю.
Фото заготовки после ручной обработки.
DSCN1456.JPG DSCN1457.JPG DSCN1458.JPG DSCN1459.JPG DSCN1460.JPG DSCN1461.JPG DSCN1462.JPG DSCN1463.JPG DSCN1464.JPG
 

MSIsaevs

Активный участник
Спасибо Вам за советы. На следующей неделе попробую уже другой герб, на березовой заготовке со всеми "нюансами". Единственный вопрос по поводу наклонного врезания, какие параметры лучше указать для данной фрезы?
И вот несколько фото того герба, покрыл его матовым лаком на два слоя.
DSCN1467.JPG DSCN1468.JPG DSCN1469.JPG DSCN1470.JPG
 

Nikolaevsk

Активный участник
При глубине рельефа 9 мм, если использовать коническую сферическую с радиусом на конце 0,5 мм, можно обойтись и без наклонного. Ваша фреза должна выдержать. Но если хочется, можно и установить. Угол врезания 1, макс длинна врезания равна ширине заготовки, мин длинна врезания такая же как макс длинна врезания либо на 1-2 мм меньше. Скорость подачи врезания 50% от скорости рабочей подачи.
 

MSIsaevs

Активный участник
И снова Здравствуйте! На неделе пробовал гравировать барельеф сделанный в ArtCAM2010 из фотографии, глубина рельефа 8мм. Заготовка всё та же берёза размерами 220*150*10. Гравировал поперёк волокон.
DSCN1471.JPG
И использовал ту же фрезу 6R0.5 и настройки её рекомендованные выше. Что получилось: скорость конечно практически в 4 раза быстрее. Первый проход в NCStudio скорость поставил 10% потом на 100%. за 90 минут гравировал 125 мм по оси OY и по ширине (по оси OX) 144 мм. Что с ворсом к сожалению он всё равно есть, но значительно меньше. Но в этот раз столкнулся с другой проблемой. Поскольку столешница фрезера алюминиевая, портить её не хочется. А гравированное изделие нужно вырезать из заготовки (в ArtCAM обход по контуру), я подложил акрил 3 мм под заготовку и прижал лапками. Акрил был чуть меньше самой заготовки и по этому при затягивании болтов на лапках заготовку выгнуло. И при гравировки треснула подложка рельефа. ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙТЕ ЗАГОТОВКУ НА ПРОГИБ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ГРАВИРОВКИ! Ну и разумеется заготовка была испорчена.
DSCN1479.JPG DSCN1480.JPG

Я продолжил гравировку, для того что бы посмотреть как получиться сам барельеф. Барельеф получился не очень. Буду переделывать весь проект в ArtCAM-е и заново пробовать гравировать. Всё приходит с опытом. Нужно только пробовать и не бояться экспериментировать. Фотки испорченной заготовки:
DSCN1485.JPG DSCN1487.JPG DSCN1488.JPG DSCN1489.JPG DSCN1491.JPG DSCN1492.JPG DSCN1493.JPG DSCN1494.JPG
Видео работы станка:
 

MSIsaevs

Активный участник
На этой недели пробовал интересный барельеф размером 140*167 мм глубиной 8 мм.
Снимок.JPG
Сделал небольшой видео урок по работе с рельефами расширений stl и rlf, а так же про создание УП. Может кому нибудь да пригодится.
Теперь про саму гравировку. Использовал уже привычную заготовку берёза (Я покупаю разделочную доску производства Китай. На этикетке написано страна производитель Китай, состав береза, не впитывает влагу, натуральный материал). Коническая сферическая фреза с такими же параметрами. Первый проход ставил скорость в NCStudio 10%, после увеличивал до 100%. Скорость работы конечно впечатляет. Всё изделие гравировалось 3 часа 10 минут. Но всё равно мелкий ворс был. И опять потратил немного времени для ручной обработки. Мне кажется что дело либо в заготовке либо в фрезе. Эксперимента ради хочу награвировать два одинаковых барельефа, по прежнему на такой же березе, первый вариант конической сферической фрезой, второй вариант сначала черновой проход цилиндрической, а затем чистовой проход конической с пяткой 0.1. Посмотреть разницу в качестве. Если по прежнему будет ворсить, наверно нужно будет пробовать другой материал. Вот фотографии готового изделия,покрытого акриловым глянцевым лаком на 2 слоя.
DSCN1515.JPG DSCN1516.JPG DSCN1517.JPG DSCN1518.JPG DSCN1519.JPG DSCN1520.JPG
И видео работы станка.
 

MSIsaevs

Активный участник
Ещё одно изделие.
Снимок.JPG
Размер 200*250 глубина рельефа 15 мм. Заготовка береза. Фрезу использовал как и прежде коническая сферическая 6R0.5 Резал в один проход. Время работы станка 6 часов. Поставил наклонное врезание:
Снимок1.JPG
Результат получился не такой какой хотелось бы. Дерево все равно пушит:
DSCN1524.JPG DSCN1525.JPG DSCN1527.JPG DSCN1528.JPG DSCN1529.JPG
А вообщем получилось неплохо:
DSCN1521.JPG DSCN1522.JPG DSCN1523.JPG
Мне кажется проблема в дереве. Разделочные доски не очень подходят для гравировки. Я нашел заготовку кедра. Буду пробовать. И еще хочу попробовать на ПВХ и акриловый камень.

Видео работы станка:

Я сделал еще один урок по ArtCam 2011 pro инструменты "гладкая стыковка" и "текстура по рельефу". Может кому нибудь пригодиться:
 

MSIsaevs

Активный участник
Продолжая тему. Делал интересную работу, нужно было по фотографии отрисовать рельефный портрет и награвировать на дереве размером 187*220*13.5 мм.
Снимок.JPG
Я использовал ту же фрезу и те же настройки. Дерево использовал такую же заготовку, разделочная доска клееная из берёзы. Показал заготовку знакомым резчикам по дереву, они сказали что 3 из 4 вставок это берёза гнилая, а одна вставка это тик тоже подгнивший. И объяснили, если срез дерева имеет жёлтый оттенок, то это подгнившее дерево и его не желательно использовать для изделий. Так как не известно как поведет себя гнилушка под фрезой. Вот что получилось после гравировки:
DSCN1555.JPG DSCN1556.JPG DSCN1557.JPG DSCN1558.JPG DSCN1559.JPG DSCN1560.JPG DSCN1561.JPG
Затем я немного отполировал заготовку маникюрным электронным набором и залакировал акриловым глянцевым лаком на два слоя, и вот результат работы:
DSCN1562.JPG DSCN1563.JPG DSCN1564.JPG DSCN1565.JPG DSCN1566.JPG DSCN1567.JPG
Время отрисовки макета по фотографии заняло 7 дней.
Время работы станка 4 часа 30 минут.
Видео работы станка:
 
Последнее редактирование модератором:
Сверху